Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Телефон*
Сообщение
Форма обратной связи
Ваше имя*
Ваш email*
Ваш телефон
Сообщение*

Наши контакты

Отдел проектирования дополнительных образовательных программ:

(812) 312-36-40
o-dpo@mail.ru

Отдел сопровождения дополнительного образования:

(812) 406-07-98
ipdo@herzen.spb.ru

Речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС


Вид программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
Выдаваемый документ
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Категория слушателей
Логопеды, работающие с детьми раннего возраста; педагоги центров раннего развития ребенка, воспитатели групп раннего возраста (ясельных групп), старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений
Требования к образованию
Среднее профессиональное или высшее образование
Цели и задачи программы
Целью программы является совершенствование профессиональной деятельности педагогов и поведения родителей в области создания оптимальных условий для речевого развития детей раннего возраста, основанного на знании процесса освоения языка ребенком.

Задачи:
  1. познакомить слушателей с основными особенностями процесса освоения ребенком родного языка, трактуемыми как построение каждым ребенком собственной языковой системы со всеми ее компонентами: фонологическим, лексическим, грамматическим
  2. способствовать формированию у взрослых умения обогащать активный словарь детей; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух
  3. способствовать знакомству детей с книжной культурой, детской литературо
  4. формировать умения педагогов и родителей, позволяющие оценивать степень сформированности всех компонентов речевой способности ребенка (фонологического, лексического, грамматического)
  5. формировать умение педагогов консультировать родителей, оказывать им помощь в оптимизации коммуникации с собственными детьми с учетом их индивидуальных особенностей
  6. познакомить обучающихся с разнообразными играми и видеотехнологиями, предназначенными для развития речи, коммуникативных умений и языковой рефлексии ребенка

 В процессе обучения слушатели знакомятся с «Тестом речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» в двух частях, являющимся адаптированным сотрудниками лаборатории детской речи к русскому языку «The MacArthur Communicative Development Inventory».
На основе опросника создана База данных МАККАРТ-РУС, благодаря которой получены данные о нормативах речевого развития русскоязычного ребенка раннего возраста. 1 апреля 2013 г.
База данных зарегистрирована в Федеральной службе интеллектуальной собственности (№ 2013620489).
Предполагается обучение методике, связанной с использованием данного опросника. Опросник «The MacArthur Communicative Development Inventory», позволяет следить за речевым развитием детей, определять особенности речи конкретного ребенка и в соответствии с этим разрабатывать оптимальные средства помощи ему.
Основное содержание программы
Содержание программы включает изучение следующих дисциплин.
Дисциплина 1. Коммуникативное и речевое развитие в раннем возрасте
  • Аспекты коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации
  • Особенности коммуникации взрослый-ребенок. Роль эмоционального и фактического аспекта коммуникации в младенческом возрасте
  • Речевое взаимодействие взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Развитие предметно-содержательного аспекта коммуникации
Дисциплина 2. Лексикон ребенка раннего возраста, способы его развития и коррекции
  • Освоение ребенком значения слова. Усвоение предметной и понятийной отнесенности слов. Явление сверхгенерализации (расширения сферы использования слова)
  • Начальный детский лексикон. Качественный состав и классификация единиц начального детского лексикона
  • Синонимические, антонимические, родо-видовые отношения между словами в лексической системе ребенка и способы их формирования
  • Современные технологии развития детского лексикона
Дисциплина 3. Фонетическое развитие ребенка раннего возраста
  • Основные закономерности освоения ребенком произносительной стороны речи
  • Модификации фонетической оболочки слов
  • Фонетический анализ речевой продукции ребенка
Дисциплина 4. Грамматическое моделирование как способ совершенствования речи ребенка раннего возраста
  • Основные закономерности освоения ребенком морфологических категорий
  • Освоение ребенком категории числа существительных
  • Освоение ребенком категории рода существительных
  • Освоение ребенком категории падежа существительных
  • Освоение ребенком глагольных форм
  • Словоизменительные модели в дидактическом аспекте
Дисциплина 5. Игра как средство речевого и языкового развития ребенка Методика проведения семинара-тренинга для родителей по созданию условий для оптимального речевого развития
  • Игра как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Типология игр
  • Манипулятивная игра младенца и ребенка раннего возраста. Роль действий с предметами в коммуникативном и речевом развитии
  • Ранние этапы развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как фактор речевого развития ребенка
  • Лингводидактический материал материнского фольклора
  • Речевая активность ребенка раннего или младшего дошкольного возраста во время игры
  • Тематика и содержание интерактивных занятий с родителями: - о коммуникации, о важности обратной связи в диалоге, о методах развития диалога - грамматического и лексического расширения. Использование обратной связи с помощью видеотехнологий
Дисциплина 6. Основные способы оценки и отслеживания динамики уровня речевого развития ребенка раннего возраста
  • Основные стадии психофизиологического развития в дословесном периоде и методы их оценки
  • Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» и его основные функции
  • Сопоставительный анализ других способов оценки речевого развития детей раннего возраста
Дисциплина 7. Начальные этапы развития языковой рефлексии и знакомство с детской литературой
  • Развитие языковой рефлексии в раннем и младшем дошкольном возрасте. Анализ детской речевой продукции: специфика высказываний о языковых фактах
  • Фольклорные произведения и авторские литературные произведения как средство развития речевой/ языковой рефлексии
  • Исправление взрослым речи ребенка. Эффективность прямых и косвенных исправлений
  • Восприятие книги ребенком раннего возраста
Дисциплина 8. Организация работы специалиста дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (ФГОС ДО). Организация деятельности специалиста дошкольной образовательной организации, обеспечивающей речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста
  • Проектирование рабочей программы специалиста ДОУ, направленной на речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста
Руководитель программы
Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка
Режим занятий
3 дня в неделю по 6 часов
Дополнительные сведения
Слушатели смогут воспользоваться изданием: Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. — Иваново: ЛИСТОС, 2016.
Контакты
Руденко Василиса Игоревна, методист
Телефон/факс: (812) 406-07-98
Телефон: (812) 643-77-67, добавочный (в тон. режиме - *) - 4559

Елисеева Марина Борисовна, руководитель программы
почта: melyseeva@yandex.ru
Объем программы: 84 часа
Форма обучения: Очная
Стоимость обучения: