Речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС
управление дополнительного образования
Повышение квалификации
очной
ПК
образование и педагогические науки: реализация образовательных программ: дошкольного образования
от 72 часов
591
Образование и педагогика
Вид программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
Выдаваемый документ
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Категория слушателей
Логопеды, работающие с детьми раннего возраста; педагоги центров раннего развития ребенка, воспитатели групп раннего возраста (ясельных групп), старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений
Требования к образованию
Среднее профессиональное или высшее образование
Цели и задачи программы
Целью программы является совершенствование профессиональной деятельности педагогов и поведения родителей в области создания оптимальных условий для речевого развития детей раннего возраста, основанного на знании процесса освоения языка ребенком.
Задачи:
познакомить слушателей с основными особенностями процесса освоения ребенком родного языка, трактуемыми как построение каждым ребенком собственной языковой системы со всеми ее компонентами: фонологическим, лексическим, грамматическим
способствовать формированию у взрослых умения обогащать активный словарь детей; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух
способствовать знакомству детей с книжной культурой, детской литературо
формировать умения педагогов и родителей, позволяющие оценивать степень сформированности всех компонентов речевой способности ребенка (фонологического, лексического, грамматического)
формировать умение педагогов консультировать родителей, оказывать им помощь в оптимизации коммуникации с собственными детьми с учетом их индивидуальных особенностей
познакомить обучающихся с разнообразными играми и видеотехнологиями, предназначенными для развития речи, коммуникативных умений и языковой рефлексии ребенка
В процессе обучения слушатели знакомятся с «Тестом речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» в двух частях, являющимся адаптированным сотрудниками лаборатории детской речи к русскому языку «The MacArthur Communicative Development Inventory».
На основе опросника создана База данных МАККАРТ-РУС, благодаря которой получены данные о нормативах речевого развития русскоязычного ребенка раннего возраста. 1 апреля 2013 г.
База данных зарегистрирована в Федеральной службе интеллектуальной собственности (№ 2013620489).
Предполагается обучение методике, связанной с использованием данного опросника. Опросник «The MacArthur Communicative Development Inventory», позволяет следить за речевым развитием детей, определять особенности речи конкретного ребенка и в соответствии с этим разрабатывать оптимальные средства помощи ему.
Основное содержание программы
Содержание программы включает изучение следующих дисциплин. Дисциплина 1. Коммуникативное и речевое развитие в раннем возрасте
Аспекты коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации
Особенности коммуникации взрослый-ребенок. Роль эмоционального и фактического аспекта коммуникации в младенческом возрасте
Речевое взаимодействие взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Развитие предметно-содержательного аспекта коммуникации
Дисциплина 2. Лексикон ребенка раннего возраста, способы его развития и коррекции
Освоение ребенком значения слова. Усвоение предметной и понятийной отнесенности слов. Явление сверхгенерализации (расширения сферы использования слова)
Начальный детский лексикон. Качественный состав и классификация единиц начального детского лексикона
Синонимические, антонимические, родо-видовые отношения между словами в лексической системе ребенка и способы их формирования
Современные технологии развития детского лексикона
Дисциплина 3. Фонетическое развитие ребенка раннего возраста
Основные закономерности освоения ребенком произносительной стороны речи
Модификации фонетической оболочки слов
Фонетический анализ речевой продукции ребенка
Дисциплина 4. Грамматическое моделирование как способ совершенствования речи ребенка раннего возраста
Основные закономерности освоения ребенком морфологических категорий
Освоение ребенком категории числа существительных
Освоение ребенком категории рода существительных
Освоение ребенком категории падежа существительных
Освоение ребенком глагольных форм
Словоизменительные модели в дидактическом аспекте
Дисциплина 5. Игра как средство речевого и языкового развития ребенка Методика проведения семинара-тренинга для родителей по созданию условий для оптимального речевого развития
Игра как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Типология игр
Манипулятивная игра младенца и ребенка раннего возраста. Роль действий с предметами в коммуникативном и речевом развитии
Ранние этапы развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как фактор речевого развития ребенка
Лингводидактический материал материнского фольклора
Речевая активность ребенка раннего или младшего дошкольного возраста во время игры
Тематика и содержание интерактивных занятий с родителями: - о коммуникации, о важности обратной связи в диалоге, о методах развития диалога - грамматического и лексического расширения. Использование обратной связи с помощью видеотехнологий
Дисциплина 6. Основные способы оценки и отслеживания динамики уровня речевого развития ребенка раннего возраста
Основные стадии психофизиологического развития в дословесном периоде и методы их оценки
Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста» и его основные функции
Сопоставительный анализ других способов оценки речевого развития детей раннего возраста
Дисциплина 7. Начальные этапы развития языковой рефлексии и знакомство с детской литературой
Развитие языковой рефлексии в раннем и младшем дошкольном возрасте. Анализ детской речевой продукции: специфика высказываний о языковых фактах
Фольклорные произведения и авторские литературные произведения как средство развития речевой/ языковой рефлексии
Исправление взрослым речи ребенка. Эффективность прямых и косвенных исправлений
Восприятие книги ребенком раннего возраста
Дисциплина 8. Организация работы специалиста дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (ФГОС ДО). Организация деятельности специалиста дошкольной образовательной организации, обеспечивающей речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста
Проектирование рабочей программы специалиста ДОУ, направленной на речевое и коммуникативное развитие детей раннего возраста
Руководитель программы
Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка
Режим занятий
3 дня в неделю по 6 часов
Дополнительные сведения
Слушатели смогут воспользоваться изданием: Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. — Иваново: ЛИСТОС, 2016.
Контакты
Руденко Василиса Игоревна, специалист по учебно-методической работе
Телефон: (812)643-77-67, добавочный 3136
Почта: ipdo@herzen.spb.ru
Елисеева Марина Борисовна, руководитель программы
Почта: melyseeva@yandex.ru