Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Телефон*
Сообщение
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Телефон*
Сообщение
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Форма обратной связи
Ваше имя*
Ваш email*
Ваш телефон
Сообщение*

Наши контакты

Для уточнения информации по Открытым курсам, напишите нам на адрес электронной почты:

eo@herzen.edu.ru

Этнология


Вид программы
Электронный учебный курс
Выдаваемый документ
Сертификат
Категория слушателей
Программа рекомендована обучающимся бакалавриата
Цели и задачи программы

Цель: целью изучения дисциплины является знакомство студентов с основными направлениями этнологических исследований от момента появления науки до настоящего времени, а также освоение существующих теорий этноса, концепций этногенеза, особенностей этнических процессов и методики этнологического исследования.

Задачи:

  • знакомство студентов с современной этнокультурной картиной мира;
  • определение места этноса в социальной структуре современного общества;
  • знакомство студентов с основными методами современного изучения этносов;
  • владение понятийным аппаратом этнологии, умение работать с этнологической литературой.
Основное содержание программы

Тема 1. Этнология/этнография как наука в системе современного гуманитарного знания.

Многообразие этнического состава Земли и способы его объяснения. Современные определения этнологии и этнографии. Цель и задачи этнологии. Основные направления исследований в этнологии. Соотношение этнологии и этнографии. Этнология и антропология. Этнология и социология. Этнология и культурология. Краткая история этнологического знания.

Тема 2. Этнос или этничность? Проблема определения.

Существующие определения этноса. Основные признаки этноса и их субъективность. Соотношение понятий «этнос» и «народ», «этнос» и «национальность», «этнос и этничность». Основные теории этноса.

Тема 3. Историческое развитие этноса.

Основные этапы развития этноса. Формы этнических общностей – племя, народность, нация. Род в структуре этноса. Кровное родство – основа существования племени. Условность термина «народность» и особенности его употребления. Признаки народности. Нация – гражданская или этническая? Особенности употребления термина в мировой и отечественной практике. Значение «национальной идеи» в формировании нации. Структура этноса: субэтносы, этнографические группы. Другие формы этнических общностей – диаспоры, смешанные и пограничные этносы и др.

Тема 4. Источники и методы этнологии.

Основные виды этнографических и этнологических источников. Комплексность использования источников в исследовании; привлечение данных других наук; массовое этнологическое обследование. Критическое рассмотрение источника. Методы (общенаучные методы, методы сбора и поиска информации). Обработка информации (группировка материала, его типологизация, интерпретация результатов). Картографирование.

Тема 5. Классификация этнических общностей.

Для чего нужна классификация этносов? Антропогенез и этногенез. Антропологическая классификация этносов. Расогенез. Лингвистическая классификация этносов. Географическая классификация. Системы жизнеобеспечения этносов. Другие виды классификации.

Тема 6. Этническая культура.

Этнология как одна из наук, исследующая культуру. Понятие “культура” и “этническая культура” в этнологии. Соотношение понятий “этническая культура” и “национальная культура”, “культура этноса”, “традиционная культура”. Материальная, духовная, социальная культура этноса. Функции этнической культуры. Механизмы функционирования этнической культуры: традиции, обычаи, обряды, ритуал.

Относительность традиционного деления культуры на материальную и духовную. Образ жизни, оседлость, кочевничество, традиционная экономика, этноэкология. Основные занятия, подсобные занятия. Собирательство, рыболовство, скотоводство, земледелие. Промысел, ремесло, жилища, одежда и т.д. Религия, традиционное мировоззрение.

Тема 7. Этническая социализация и инкультурация.

Особенности социализации и инкультурации в этнических обществах. Механизмы передачи этнической культуры последующим поколениям. Культурная трансмиссия. Роль инноваций в развитии традиционной культуры. Функции социализаторов. Основные механизмы культурной трансмиссии – импринтинг, имитация и исследование (игра), образование и обучение, инициация. Игры и игрушки традиционного и современного общества и их роль в передаче этнического опыта и культуры.

Тема 8. Этническая идентичность и ее значение.

Сущность этнической идентичности. Значение этнической идентичности для каждого индивида. Этноцентризм. Формирование этнической идентичности. Социализация личности – основа этнической идентичности. Уровни этнической идентичности. Понятие и структура менталитета. Национальный характер. Мифологичность этнической идентичности. Этнокультурные стереотипы и их роль в формировании этнической идентичности. Этнические чувства и предпочтения.

Тема 9. Национализм и межэтнические конфликты.

Корни национализма. Этноцентризм и национализм. Ксенофобия и толерантность. Национализм – идеология и движение, направленные на защиту национальных интересов. Виды национализма. Понятие «межэтнический» и «этнический конфликт». Основные признаки межэтнического конфликта. Причины межэтнического/этнического конфликта. Основные пути разрешения этнического конфликта. Этнические конфликты на территории России.

Руководитель программы
Кустова Юлия Георгиевна, кандидат исторических наук, доцент по кафедре этнокультурологии, доцент кафедры этнокультурологии института народов Севера.
Режим занятий
Индивидуальный
Дополнительные сведения
Программа проводится ДИСТАНЦИОННО бесплатно

Начало обучения: 15.03.2021
Объем программы: 180 часов
Форма обучения: Дистанционная