Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Телефон*
Сообщение
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Телефон*
Сообщение
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Форма обратной связи
Ваше имя*
Ваш email*
Ваш телефон
Сообщение*

Наши контакты

Для уточнения информации по Открытым курсам, напишите нам на адрес электронной почты:

eo@herzen.edu.ru

Религиозно-мифологическая картина мира народов Севера


Вид программы
Электронный учебный курс
Выдаваемый документ
Сертификат
Категория слушателей
Программа рекомендована обучающимся бакалавриата
Цели и задачи программы

Цель: сформировать у студентов целостное представление об особенностях религиозно-мифологической картины мира народов Севера, о способах сохранения, трансляции и популяризации этнических ценностей культуры народов Севера в образовательной среде.


Задачи:

В результате обучения студент освоит

  • содержание основной литературы по дисциплине;
  • концепции религиозного мировоззрения ведущих ученых;
  • духовно-нравственные основы традиционных культур народов Севера;
  • этнокультурные особенности народов Севера;
  • нормы культуры и этические установки, обусловленные религиозно-мифологическими представлениями народов Севера;
  • методы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе религиозно-мифологических представлений северных этносов.
  • навыки применения основных методов этнографии для исследования мировоззрения народов Севера;
  • навыки выявления этических установок и норм культуры в традиционных обществах и применения полученных знаний в образовательном процессе;
  • методы использования полученных знаний для решения конкретных проблем в сфере сохранения традиционных верований и мифологии народов Севера;
  • методы актуализации знаний о религиозно-мифологической картине мира народов Севера при подготовке конспекта урока;
  • способы трансляции и популяризации этнических ценностей культуры народов Севера;
  • методы анализа современного состояния духовной культуры народов Севера и проведения теоретических исследований в области религиозно-мифологических представлений народов Севера.
Основное содержание программы

Лекция 1. История изучения религиозно-мифологической картины мира народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России

Традиционные верования народов Севера в трудах первых исследователей Сибири: Н. Витсен, Новицкий, М.А. Кастрен. Вторая Камчатская экспедиция: Г.  Миллер, В.Г. Гмелин, Г. Стеллер, И. Фишер, Я. Линденау, С. Крашенинников. Экспедиции Российской Академии наук 1768-1774 гг.: И.Г. Георги, П. Паллас. Экспедиции Г.А Сарычева, Ф.П. Врангеля. Традиционные верования народов Севера в трудах учёных XIX-ХХ вв. Исследования Русского географического общества: Р.К. Маак, Н. Агапитов, В.Л. Приклонский, Д. Банзаров, И.А. Подгорбунский.  Зарубежные исследователи: К.Ф. Карьялайнен, А.Регули, М. Кастрен, Б. Мункачи, У. Сирелиус. Результаты Якутской экспедиции 1895-1897  гг.:   Д.А.    Клеменц, В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, Э.К. Пекарский, В.М. Ионов.  Православные миссионеры о традиционных верованиях народов Севера.  Вклад ссыльных революционеров в развитие знаний о  религиозно-мифологической картине мира: В.Ф. Трощанский, Н. А. Виташевский, В. М. Ионов, Э. К. Пекарский, С.И. Мицкевич, Л.Я. Штернберг, В.Л. Серошевский. Исследователи Г.Н. Потанин, М.Н. Хангалов, Д.К. Зеленин. Якутский ученый Г.В. Ксенофонтов. Советские североведы: Токарев С.А., Золотарев А.М., Прокофьева Е.Д., Анисимов А.Ф., Василевич Г.М., Смоляк А.В., Алексеенко Е.А., Потапов Л.П., Грачева Г.Н., Соколова З.П., Батьянова Е.П., Дьяконова В.П.  Современные исследователи: Харитонова В.И., Функ Д.А., Жеребина Т.В., Булгакова Т.Д. и др.

Лекция 2. Основные понятия духовной культуры традиционных обществ. Истоки традиционного мировоззрения народов Севера

Особенности и закономерности мифологического мышления.  Определение и содержание религии. Религиозные течения. Теории происхождения религии. Религия как опыт духовного освоения мира, форма общественного сознания и предмет научного изучения. Понятие религиозных верований, религиозного мистического опыта, религиозных ритуалов. Сакральное и профанное. Понятие трансцендентности в религии. Содержание и классификации религиозных верований. Элементы и формы религии. Мифология как основа ранних форм верований. Ранние формы религии: анимизм, тотемизм, охотничья магия, фетишизм,  шаманизм. Религиозно-мифологическая основа традиционных верований народов Севера. Система традиционных представлений народов Севера (представления и культ). Духовная культура как форма адаптации этноса к природе и социуму. Ранние формы религии в концепциях Э. Тэйлора,  С.А. Токарева, Э. Дюркгейма, В. Шмидта. Миф как инструмент интуитивного познания и объяснения мира. Подходы к определению мифологии. Миф: понятие, функции. Определение мифа в трудах ученых: Э Кассирер, Р. Барт, М. Мамардашвили, О.М. Фрейденберг, Ф.Х. Кессиди. Принципы мифологического мышления по Л. Леви-Брюлю. Критика концепции Леви-Брюля: М. Мид, Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз-Тан , К Леви-Стросс. Понятие о душе и духах в мифологическом сознании. Социальная функция мифа. Ритуал и обряд в традиционной культуре. Связь ритуала с мифом, вопрос о первичности. Мифологическая и эволюционистская школы: Я. Гримм, А. Н. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер, Ю. Липперт. Историки религии и этнографы: У. Робертсон-Смит, Р. Маретт, А. Ван Геннеп, Р. Лоуи, Д. Фонтенроз. Фольклористы Н. Познанский, Ю.П. Францев, Е.М. Мелетинский. Функции и семантика ритуала.

Лекция 3. Космогонические и антропогонические представления народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России

Представления народов Севера о происхождении и структуре Вселенной. Типологическая классификация мифов: космогонический, антропогонический, теогонический, тотемический, мифы о культурных героях. Мифология народов Севера о пространстве и времени,  о живой природе и предках, человеке, коллективе. Мифология в бинарных оппозициях: верх-низ, свет-тьма, мужское-женское, живое-мертвое, свое-чужое и др. Этнические особенности мифологий народов Севера. Традиционное мировоззрение народов Севера как система представлений о природе, обществе, человеке. Представления народов Севера о структуре Вселенной и места человека в ней. Космогонические мифы и дуалистические космогонии. Демиурги антиподы в мифологии народов Севера. Универсальный мифологический образ водоплавающей птицы – создателя земной тверди. Представления о душе в мифах о сотворении человека. Медведь в антропогонических мифах. Идеи христианства в этнической системе мифологических представлений. Религиозный синкретизм. Трехчастное строение мира в мировоззрении народов Севера. Мировое древо. Пантеон божеств. Святилища, изображения духов, моления, жертвоприношения. Мир предков. Культурные герои в мифологической прозе народов Севера. Культурный герой – мироустроитель, первопредок, учитель. Культурные герои – трикстеры в мифологии северных этносов. Культурные герои тунгусо-маньчжурских, финно-угорских, палеоазиатских народов.

Лекция 4. Анимизм и культ природы в духовной культуре народов Севера.

Анимизм как вера в душу и духов. История понятия. Формирование анимистических представлений. Анимистическая картина мира. Материальность первичных представлений о душе и духах, отделение субъекта от объекта, идеи вещи от самой вещи. Формирование понятий души и духа. Душа как носитель жизненности. Живое и мертвое. Душа-двойник, тень, облик, оболочка и душа-дыхание, кровообращение, мышление, сердце, глаза и пр. Заместители души и ее символы. Душа живого человека, душа и духи умершего, предки.

Ранговая классификация духов, свойства и характеристики: матери природы, хозяева природы, животных и пр., духи и божества, первопредки, предки шаманов, злые духи. Виды духов: природы (верхнего, среднего и нижнего мира, горы, леса, воды и пр.), промысловые, территории, родовые, семейные, домашние, личные, предки, болезней. Иерархия духов. Идея верховного божества. Влияние мировых религий. Культ природы в традиционных верованиях народов Севера (почитание и обожествление неба, небесных светил и явлений природы; территории, растений, деревьев и пр.)

Лекция 5. Промысловый культ и тотемизм в традиционной культуре народов Севера.

Промысловый культ: промысловая магия (подражание зверю, охотничьи пляски, обряды добывания охотничьей удачи); вера в духов - хозяев природы, добывание охотничьей удачи; вера в возрождение зверей после смерти. Обряды промыслового культа. Праздники умирающего и воскресающего зверя. Медвежий праздник народов Сибири. Особенности культа медведя у обских угров и народов Амура. Связь промыслового культа с календарными обрядами. Фетишизм. Фетиш как объект, наделенный сверхъестественными свойствами. Амулет и идол как фетиш. Тотемизм как результат очеловечивания окружающего мира в мифологическом сознании. Вера в кровнородственную связь человека с животными или растениями (а также с неодушевленными предметами, явлениями природы). Особенности тотемизма: тотем как символ права рода на территорию обитания, вера в тотемических предков, тотемические мифы. Священные места рода. Тотемизм в мифологии обско-угорских и тунгусо-маньчжурских народов: культ медведя и других животных.

Лекция 6. Табу у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Сущность и механизмы поддержания табу в традиционных обществах. Место табу в мировоззрении народов Севера. Обычай, ритуал и табу как механизмы закрепления норм поведения, правил и запретов в  традиционном обществе. Табу в мифологии, фольклоре, традициях народов Севера. Теоретические подходы к пониманию сущности табу в книге З. Фрейда «Тотем и табу». Табу в трудах В. Вундта и Д. Фрезера. Анализ и классификация табу народов Австралии и Полинезии В. Вундта. Механизмы, поддерживающие табу, у народов Севера. Система запретов у обских угров. Трансляция норм табу через мифы. Табу как установленные божествами правила отношений между людьми и духами. Табу завещанные предками. Незыблемость табу, наказание за нарушение запретов. Уровни наказания за нарушение: со стороны духов (домашних местных духов-хозяев, верховных духов), со стороны общества (семьи, рода). Контроль за соблюдением обычаев. Методы наказания. Последствия нарушения табу. Способы предотвращения негативных последствий. Регуляция табу шаманами. Содержание и разновидности табу в традиционной культуре народов Севера. Запреты, связанные со священными местами. Пищевые запреты. Запреты по отношению к животным и растениям. Поло-возрастные запреты. Запреты на присвоение чужого. Запреты, связанные с духами. Запреты в традиционной культуре эвенков.

Лекция 7. Гендерные аспекты духовной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Гендер как совокупность социальных репрезентаций пола, как культурный конструкт, как базовый принцип социальной стратификации. Гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерная идентичность. Междисциплинарный характер гендерных исследований. Значение теории гендера для переосмысления этнографических данных о взаимоотношениях полов, о роли женщин и мужчин в мировоззрении, обрядности, культах, трудовой деятельности. Мифологическое мировоззрение как основа гендерного порядка в социальной организации, гендерной стратификации, гендерных норм, стереотипов, гендерной социализации. Мужское и женское как элементы бинарных культурно-символических рядов. Дифференциация сфер мужского и женского в традиционном обществе. Гендерная дифференциация обрядности, праздников и культов у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Обусловленность уровня участия мужчин и женщин в делах общины и их статуса характером социального устройства в конкретной культуре (традиции материнского или отцовского рода). Проявление гендерного порядка в обрядах перехода. Роль мужчин и женщин в свадебной, родильной и погребальной обрядности. Мужские и женские табу. Запреты, связанные с символическими характеристиками пола, с принадлежностью к роду, с разделением труда, обычаи избегания. Представления о сакральном могуществе женщины. Социорегулирующая функция табу.

Лекция 8. Шаманизм народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Шаманизм как ранняя форма религии. Религиозно-мифологическое мировосприятие шаманизма. Анимистическая картина мира. Закономерности мифологического мировоззрения: закон всеобщего взаимодействия. Космическая схема шаманизма: преобладание вертикального многоуровнего строения Вселенной над горизонтальным. Мировое дерево. Связь пространства и времени. Дороги шаманов во Вселенной. Шаман - посредник между миром людей и духов. Сибирский шаманизм - классический. Виды шаманизма у народов Севера - семейный, поголовный, родовой. Личность шамана. Становление шамана: шаманская болезнь, инициация - пересотворение духами-предками. Шаманское посвящение. Степень посвящения. Шаманская сила, шаманский корень. Шаманская атрибутика и ее семантика. Типы шаманских ритуалов: гадание, предсказание, лечебный, проводы души в мир мертвых, производственный (родовой, семейный), обновление шаманской силы. Институт шаманов обращенного пола. Мужское и женское шаманство.

Лекция 9. Религиозный синкретизм в культуре народов Севера

Христианизация коренных народов. История ламаизма в Сибири. Трансформация религиозно-мифологической картины мира народов Севера под влиянием других культур и конфессий. Взаимодействие буддизма и традиционных верований.  Включение в традиционное мировоззрение и культовую практику идеологии, атрибутов и обрядности православия и буддизма. Религиозный синкретизм. Ламаизм как сложный синтез буддизма и народных верований. Анимистический пласт в ламаизме. Ламаизация бурятского  культа обо. Ламаистские иконы с изображением «духов-хозяев». Дошаманские, шаманские и ламаистские элементы культов. Включение культа животных и растений в буддистские практики. Шаманские культы в ламаизме. Замена образов народной мифологии буд­дийскими богами. Воздействие ламаизма на обряды жизненного цикла. Ламаизм и шаманизм. Замена традиционной шаманской обрядности на культовых местах. Административное запрещение шаманской религии и официальное введение ламаизма. Уничтожение шаманских могил и предметов шаманского культа. Проведение общественных и шаманских обрядов с помощью ламского духовенства. Выработка нейтрально-промежуточных форм культовой практики. Ритуальная область шаманизма: родовые культы. Взаимовлияние буд­дизма и шаманства. Модернизация шаманства: шаманские рукописи, шаманские онгоны, связанные с ламаизмом, использование буддийской атрибутики, канона, молитв, идеологии. Взаимодействие христианства и традиционных верований. Христианизация бурят. Переход к единообразному христианскому обряду погребения. Факторы формирования религиозного синкретизма бурят.

Руководитель программы
Унру Софья Александровна, кандидат культурологии, доцент кафедры этнокультурологии института народов Севера
Режим занятий
Индивидуальный
Дополнительные сведения
Программа проводится ДИСТАНЦИОННО бесплатно

Начало обучения: 15.03.2021
Объем программы: 108 часов
Форма обучения: Дистанционная