Для уточнения информации по Открытым курсам, напишите нам на адрес электронной почты:
eo@herzen.edu.ru28259
Открытые курсы Герценовского университета
Целью освоения электронного учебного курса «Психолого-педагогическая диагностика» является содействие формированию профессиональной компетентности подготовки бакалавра по направлению «44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» для осуществления своей профессиональной деятельности в области психологии образования, а также обеспечение формирования и развития способности будущего специалиста эффективно применять наиболее адекватные для конкретной ситуации психологические средства.
Задачи:
Тема 1. Понятие и структура психолого-педагогической диагностики. Предмет и задачи психологической диагностики, ее структура. Исторический взгляд на понятие психодиагностика. Донаучный период психодиагностики. Становление экспериментальной психологии, тесты в начале XX века. Основные тенденции в развитии тестологии в XX веке. История становления проективных методик. Становление психодиагностики в России. Отрасли общей психодиагностики. Психодиагностика и смежные направления исследований. Психодиагностика и психологическая оценка. Понятие психологической оценки. Психологический диагноз.
Тема 2. Психодиагностический метод и диагностические подходы. Психодиагностический метод и его специфика. Неэкспериментальный и экспериментальный методы. Констатирующее и формирующее эмпирическое исследование. Понятия стандартизации, валидности и надежности. Проблема классификации психодиагностических средств. Тесты, их характеристика, специфика. Объективный, субъективный и проективный подходы. Номотетический и идеографический подходы.
Тема 3. Понятие отклоняющегося развития. Проблема нормативности. Статистическая норма и ее ограничения. Идеальная норма. Функциональная и типологическая нормы. Социально-психологический норматив. Представление о структуре психического развития. Трехкомпонентная система анализа (регуляторный, пространственный и аффективный фактор).
Тема 4. Основные принципы и положения диагностической деятельности психолога образования. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога. Единство методологии, диагностики и последующей коррекционной работы. Представление о структурно-динамической целостности развития. Необходимость учета логики и последовательности нормативного развития. Терминологическая адекватность. Приоритетность образовательных задач. Этический принцип. Принцип профессиональной компетентности. Принципы и направления диагностического процесса. Требования к методическим средства и стимульным материалам. Реализация принципа динамического подхода.
Тема 5. Направления и этапы психодиагностической деятельности психолога образования. Клиника-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, консультативное направления. Формы проведения обследования, виды диагностического процесса, этапность процедуры обследования, пролонгированность и характер оценки. Углубленная психологическая диагностика. Дифференциально-типологическая углубленная диагностика. Основные этапы психологического обследования. Тактика психологического обследования.
Тема 6. Технология психологического обследования. Исследование познавательной деятельности и ее отдельных компонентов. Исследование операциональных характеристик деятельности, мнестической деятельности, перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности, особенностей софрмированности понятийного мышления. Исследование аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений. Проблема подбора адекватных методик исследования личности и аффективно-эмоциональной сферы ребенка. Методики проективного исследования личности.
Тема 7. Анализ детских рисунков. Законы и этапы становления рисунка. Основные принципы интерпретации. Темы тестов и параметры оценки. Свободный рисунок. Рисунок человечка. Дом — дерево — человек. Моя семья. Несуществующее животное. Рисунок семьи животных. Кинетический рисунок семьи. Автопортрет. Основные анализируемые показатели. Возможные ошибки при интерпретации.
Тема 8. Анализ результатов диагностики. Общая схема анализа результатов психологического обследования. Разделы анализа. Поведение ребенка в процессе обследования. Характер деятельности. Темповые характеристики деятельности и особенности работоспособности. Особенности моторики. Анализ уровня развития отдельных психических процессов и функций. Анализ конструктивной деятельности. Характер графической деятельности. Анализ эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей ребенка.
Тема 9. Составление заключения по результатам диагностики. Особенности составления заключения, его разделы. Анализ поведения ребенка; анализ анамнестических данных; анализ результатов углубленной психологической диагностики; оценка неспецифических диагностических критериев. Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения.