Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Телефон*
Сообщение
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Телефон*
Сообщение
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Email*
Форма обратной связи
Ваше имя*
Ваш email*
Ваш телефон
Сообщение*

Наши контакты

Для уточнения информации по Открытым курсам, напишите нам на адрес электронной почты:

eo@herzen.edu.ru

Теория аргументации в исследовательской деятельности


Вид программы
Электронный учебный курс
Выдаваемый документ
Сертификат
Категория слушателей
Программа рекомендована обучающимся магистратуры
Цели и задачи программы

Цель:

- освоить «мягкие навыки» убедительной речи, включая логическое построение письменных текстов в рамках научного стиля аргументации (на примере Ваших магистерских диссертаций).

  • Теоретическая часть нацелена на понимание доказательства, логики познания от фактического опыта столкновения с реальностью (абдукции) и интроспекции до закономерностей рефлексивного управления, проблемных мест в проверке гипотез и границ познания в целом;
  • Практическая часть направлена на уточнение построения плана исследования Вашей темы магистерской диссертации. На практических занятиях студенты представляют презентации по выбранным из списка темам или темам, предложенным по своей инициативе, а также обсуждают и уточняют аргументированный план-структуру своей ВКР (магистерской диссертации), либо план научной статьи или иного научного текста.

Задачи:

Задачи ЭУК соответствуют освоению следующих компетенций:

  • выявлять проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определять этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов;
  • осуществлять критический анализ и отбор информации, необходимой для определения стратегии действий по разрешению проблемной ситуации.
  • рассматривать и обосновывать различные варианты и сценарии решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски.
  • определять приоритеты деятельности, выстраивать планы их достижения;
  • грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки; предлагать стратегию действий.
  • определять и оценивать возможные риски и практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации.

Задачи выполнения практической работы по структурированию и логическому построению процесса выдвижения гипотез и их проверки в магистерском диссертационном исследовании (или любом научном тексте, статье, проекте исследования или отчете по результатам исследования) включают в себя:

  • определить применимость методов исследования для верификации выдвинутых гипотез,
  • сформулировать границы своей темы.
Основное содержание программы
  • 1. Предмет и история искусства аргументации. (Аргументация, доказательство, обоснование. Определение аргументации. Обоснование и убеждения как фундаментальные принципы аргументации. Логические и риторические компоненты аргументации. Диалектика и эристика. Фактуальный, риторический, аксиологический, этический и эстетический аспекты аргументации. История искусства аргументации. Аргументация в странах Древнего Востока. Логичность речи у Демокрита. Возникновение логики в античной Греции как идеи доказательств и опровержений. Искусство диалектики в греческом мире. Апории Зенона. Диалектика как путь к истине. Софистика. Эристика как искусство спора ради победы. Паралогизмы и софизмы. Теория аргументации сегодня: проблемы и перспективы. Связь теории аргументации с другими дисциплинами. Логическое направление в исследовании аргументации. Философско-методологический подход. Логико-методологический и логико-прагматический подходы. Логико-семиотический подход. Логическая герменевтика и лормально-логическое моделирование. Когнитивное направление в изучении аргументации. Когнитивный подход на базе искусственного интеллекта. Изучение аргументации в рамках эволюционной и когнитивной эпистемологии. Культурологический и синергетический подходы. Синтез различных подходов. Критерии непротиворечивости и логической совместимости).
  • 2. Логические основы аргументации. (Структура доказательства и аргументации. Тезис, аргументы и демонстрация. Определение тезиса и его признаки. Аргументы. Их признаки. Надёжность аргументов. Перечисление аргументов. Примеры. Демонстрация. Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. Импликация. Оценки демонстрации. Лексика доказательства. Коммуникативная компонента доказательства. Аргументатор, адресат и терминология. Аргументация как планомерное рассмотрение альтернативных версий с проверкой и оценкой их логических следствий и подбор средств объяснения и прояснения. Доказательство как пример аргументации. Доверие со стороны адресата. Естественный язык в аргументации. Требования к доказательству и аргументации. Требования к тезису. Требования демонстрации. Требования к аргументам. Правило тезиса. Правило демонстрации. Критические шаги. Правило фиксации оснований для аргументов. Правило обратной связи. Правило однозначности. Правило интерпретируемости. Принцип объективности. Доказательство и опровержение. Опровержения тезиса, аргументов и демонстрации. Аргументация к логике. Золотое правило аргументации: уместность. Аргументация и контекст. Возможности конструирования аргументов. Дедуктивная и индуктивная логика. Классическая логика и её методологические основы. Двухзначность или бивалентность. Композициональность. Функциональность. Определённость и достаточность информации. Неклассические оценки. Модальные логики. Алетические модальности. Деонтические модальности. Эпистемические модальности. Перцептивные индикаторы. Временные индикаторы. Модально-временные индикаторы. Дедуктивные доказательства: прямое и косвенное. Контрафактическая формула. Её индикаторы. Контрпримеры и их функции. Классическое доказательство от противного. Самоприменимые предикаты и их использование. Разделительные косвенные доказательства. Индуктивные умозаключения: обобщения и аналогии. Абдуктивное рассуждение. Типичные логические ошибки в аргументации. Потеря тезиса. Подмена тезиса. Недостаточное основание. Слишком много доказывается. Ложное обоснование. Предвосхищение основания. Круг в доказательстве. Противоречие в аргументах. Чрезмерное доказательство. Потерянная логическая связь. Псевдопричинная связь. Поспешное обобщение. Ошибки аналогии. Подмена реального потенциальным.)
  • 3. Точка зрения: выдвижение и анализ. (Положение, тезис, проблема, точка зрения. Положение. Посылка. Мнение. Тезис. Точка зрения. Проблема. Суждение. Выдвижение тезиса. Хрия. Мини-суждение. Простая хрия и её основные части. Предложение. Причина («потому, что»). Противное («хотя… однако»). Подобие («… как…»). Пример. Свидетельство. Заключение. Искусственная хрия. Структура минисуждения. Краткость, ясность (доопределённость) и обоснованность. Выдвижение и анализ проблем. Метод SCORE. Проблема: текущее состояние и желаемое будущее. S-этап. Пространственные причины. Экзистенциальные причины. Симптомы в проблеме. Поддерживающие факторы, ассоциирующиеся с симптомом. Предшествующие или ускоряющиеся причины. Понятие причины у Аристотеля. Движущие или временные причины. Симптомы как результат прошлых событий. Формальные причины. Желаемый результат вместо симптома. Свидетельства определения результата. Причины-преобразователи. Действующие причины. Средства достижения результата. Конечные причины. Эффекты достижения конечного результата. Последствия расширения исследовательского горизонта. Критические шаги. Критерии оценки результата. Тестирование. Критерии выбора альтернативных сценариев. Их примеры. Sэтап. C-этап. Обращение к причинам. О-этап. R-этап. Е-этап. Переход к новой проблеме. Позиционный анализ. Объект-анализ и модель наличного содержания. Адекватное изложение рассматриваемой позиции как критерий выполнения задач объект-анализа. Субъект-анализ. Модель «Вы-понимания». Контекс-анализ. Создание модели интерпретации. Автор-анализ (критический). Создание модели «Я-понимания». Принятие решения. Модель решения. Техники анализа и оценки аргументации. Поиск логических противоречий. Поиск прагматических противоречий. Методы прагматической оценки. Логичность. Правильность с точки зрения нормы. Предпочтительность с точки зрения ценностей. Совместимость с опытом. Приемлемость для нравственных чувств аудитории. Идея – мысль – слово. Критическое рассмотрение по частям. Метод «погружения» в условия. Решающие условия. Метод извлечения выводов. Аргументы от причастности. Решение проблем. Структура решения.)
  • 4. Текст и цитирование. (Общая характеристика текста. Определение текста. Устные и письменные тексты. Конкретные формы языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Понятие дискурса. Лингвистические характеристики текста: связность, композиционная завершённость и целостность. Тематическая прогрессия. Темы и ремы. Проникновение в замысел автора при анализе текста. Роль автора в создании текста. Влияние языка на текст. Идея текста. Сокращение и расширение текста. Порождение Текста. Исследование и изложение как этапы становления научного текста. Внутренние этапы процесса исследования: Ознакомительный этап, аналитический этап, поисковый этап, созидательный этап, коммуникативный этап. Стандартная композиция научного текста: формулировка названия темы, изложение вводного материала, основное изложение и заключение. Название темы. Актуальность. Степень разработанности темы. Цели и задачи исследования. Новизна исследования. Методология. Апробация работы. Дедуктивный способ изложения. Индуктивный способ изложения. Проблемный способ изложения. Плагиат. Компиляция. Первичный текст. Вторичные тексты: аннотации, рефераты, конспекты, обзоры. Цитирование как способ аргументации. Вопрос об аутентичности цитирования. Интерпретация цитируемого текста. Основное правило цитирования.)
Руководитель программы
Надежда Николаевна Покровская, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры Связей с общественностью и рекламы Института Философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Режим занятий
Индивидуальный
Дополнительные сведения
Программа проводится ДИСТАНЦИОННО бесплатно

Начало обучения: 15.03.2021
Объем программы: 108 часов
Форма обучения: Дистанционная